kolb.ru

25 января
2011

Советы соискателям работы

Рубрики:
На заметку, Работа

В последнее время мне часто приходится собеседовать людей на работу – штат нашей компании постоянно расширяется. Удивляюсь, как мало некоторые из нас тратят времени на то, чтобы добиться задачи быть выслушанным HR-менеджером компании или же непосредственно руководителем. Мало того, многие просто не удосуживаются потратить время на самое главное – составление правильного и грамотного резюме.

Мне бы хотелось поделиться неким опытом своей работы и дать несколько советов тем, кто находится в поисках желаемого места заработка и карьерного роста.

В жизни мне пришлось побывать наемным работником в трех учреждениях, два из них были частными предприятиями, а одно, даже не знаю как назвать, — в общем, это был банк. Предложение на каждую из своих предыдущих работ я получал буквально на второй день, и мне никогда не приходилось отирать пороги работодателей. Везет, скажете вы! – отчасти соглашусь, но в этом есть, как мне кажется, и доля умения подать себя, составить правильное резюме, правильно построить разговор с работодателем.

И так, к делу:

Приложите максимум усилий, чтобы вас пригласили на собеседование

К этому пункту подготовки я бы обязательно отнес составление правильного, а главное – грамотного резюме.
Студентам будет сложно, ведь по окончанию института рабочих навыков у многих нет совсем – не беда. Поверьте, приглашая студента на собеседование, правильный работодатель не ожидает увидеть незаменимого работника уже через две недели. Все, что он хочет видеть в вас – приятного опрятного собеседника с горящими глазами, готового грызть гранит науки и обучаться беспрекословно всему, чему его учат соратники по ремеслу, дабы вырасти по карьерной лестнице как можно выше.

Мало скажете вы? Но и таких людей ой как мало. Поэтому берите правильную форму составления CV, пишите абсолютно все, что знаете и о чем хоть краем уха слышали.

IT специалисты и не только — обратите внимание на двуязычность. Пусть вас не смущает, что вы плохо владеете иностранным, попросите знакомых помочь вам в составлении, но при этом не бойтесь указать верную информацию в главе владения иностранными языками.

Часто упускают из виду возраст (особенно женщины), этот показатель достаточно важно указать, так как во многих компаниях есть строгие возрастные ограничения и корпоративные правила. Не забудьте указать сведение об образовательном учереждении, факультете, теме диплома и даже отметке об окончании высшего учебного заведения или же средней школы с отличием. Поверьте, это будет учтено в вашу пользу при собеседовании. Сразу сделаю ремарку, что этот пункт важен на территории бывшего СССР, мне приходилось сталкиваться с приемом работы в США — там вопрос возраста считается унижающим достоинство и на собеседовании ни в коем случае не задается.

Важно указать максимально возможное количество знакомых вам инструментов для реализации поставленных задач на работе. Лучше указать достаточно простые аспекты, чем отослать пустое резюме. В случае с теми же студентами, лучше указать знание пакетов Microsoft Word, Exсel, чем опустить за ненадобностью и не указать вовсе ничего.

Пишите, но не переусердствуйте. Знайте, что опытному работодателю узнать действительно ли вы знаете указанный инструмент или же методику достаточно просто – для этого необходимо задать 1-2 вопроса, и негатив всплывет наружу. Это может быть решающим фактором в принятии решения о приеме не работу.
Я всегда ценил честность. И если же вы проявили симпатию к работодателю, но честно заявили о том, что не знаете алгоритм шифрования данных «Шеннона-Фано», поверьте, это будет скорее плюсом, чем минусом.

В этих вопросах Важно ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, что вы готовы приложить все усилия, чтобы работать и учиться.

Отправка резюме и звонки

В 90% случаях резюме высылают электронным сообщением спамного характера с похожей формулировкой

«Здравствуйте. Рассмотрите мое резюме на работу»

И в 99% оно удаляется без рассмотрения. Причины:

1. Помните, что вы устраиваетесь на работу, и как бы там ни было – вам там платят деньги. А кто платит – тот и заказывает музыку. Высылая резюме – помните об этом. Вы должны сделать все, чтобы вас заметили, а резюме открыли. Для этого покажите всем своим телом и всеми своими действиями, что вы: адекватный человек, вы знаете куда устраиваетесь, вам действительно нужна работа;

2. Высылая резюме, обязательно обратитесь по имени. Если вы не знаете ответственного лица, кому высылаете резюме, сошлитесь на источник, где вы нашли информацию о вакансии. Обязательно при этом оставьте все свои координаты, подпись в письме, и Бог вас упаси написать с почтового ящика hubabuba@mail.ru. Увы, такое встречается сплошь и рядом. Не заставляйте скачивать ваше резюме, помните главное правило – работа нужна вам, а значит, вы должны позаботиться о том, чтобы информация о вас была максимально удобной и приятной работодателю.

Если в резюме вы указываете вакансию, на которую претендуете, обязательно укажите ее такой, какой ее заявил работодатель. Часто резюме высылают всем попавшимся на глаз работодателям, хотя вакансий php-программистов или же QA-инженеров (нам их приходит очень много) в данной компании просто может не быть. О чем это говорит? Что, высылая резюме, вы даже не удосужились поменять строку «вакансия», и разослали резюме всем, кто попался на глаз. Такие работники не нужны!

Не стесняйтесь написать пару слов о компании, куда вы устраиваетесь. В моей практике были случаи приема на работу только по той причине, что человек очень сильно хотел работать у нас. В таких случаях прием на работу не заставляет долго ждать, мы успешно сотрудничаем по сегодняшний день.

Это очень подкупает работодателя, ведь вы потратили время на изучение компании, она вам нравится, а значит – вы уже мотивированы работать в ней и приносить пользу!

После отправки резюме не спешите звонить сразу же через час. Подождите 3-5 дней, очень часто HR отдел собирает все резюме, после чего отдает их руководству на одобрение. Ненавязчивость и умение выдержать паузу между звонками о результатах собеседования – еще один знак о том, что вы хотите работать в этой компании. Иногда обычное любопытство и настойчивость человека стает причиной приглашения на собеседование. Скажу, что не часто это помогало в положительном решении, но шансов быть приглашенным у вас будет намного больше.

Приглашение на собеседование

Первое, что хочется посоветовать – постарайтесь ни в коем случае не опаздывать. Это первая причина, которая раздражает и может стать причиной отказа. Также не пытайтесь прийти раньше указанного времени, лучше погуляйте на улице или подождите в коридоре. Вы можете быть не одни приглашенными на собеседование. Вдобавок ко всему лицом, собеседующим вас, может быть непосредственно директор, а до встречи с вами любая причина, повлиявшая на смену его планов, негативно скажется на собеседовании, а ровно как и на итогах.

Старайтесь также не переносить собеседование, если время собеседования оговорено ранее и с вами согласовано.

Внешний вид

Серьги в ушах для парней, стрижки, запах, грязная обувь, смех без причины, попытка перейти с руководством на ты, даже если вы намного старше, или любые попытки заиграть, пошутить – всего это, как правило, негативно влияет на исход собеседования. Юмор, скажете вы, приветствуется — от части согласен, но все в меру. Лучше показаться сдержанным при первом собеседовании, нежели неудачной шуткой испортить все.

Помните о правиле – работа нужна вам. Будьте готовы к тому, что «развлекать» на собеседовании будете вы. Очень часто в больших компаниях присутствует весь руководствующий состав из 5-10 сотрудников компании – от части это стресс и зачастую он намеренный, чтобы проверить вас на готовность побеждать трудности, умение общаться с клиентом и разрешать сложные вопросы.

Вести переговоры должны вы, вас должны слушать. Умение рассказать о себе, о своих интересах и непосредственном опыте работы вам понадобиться как никогда. Не поленитесь дома отрепетировать ход переговоров, прорепетируйте для себя следующий сценарий разговора:

1. Ваши личные интересы и увлечения;
2. Ваша учеба, успехи, информация об образовании;
3. Опыт работы во всех местах, где вы работали (это очень важно, ничего не скрывайте);
4. Изучите предварительно информацию о компании, в которую вы устраивайтесь, расскажите, почему вы хотите в ней работать.

Если вам есть что рассказать интересного по любому из пунктов – значит у вас достаточно серьезный шанс быть принятым, и ровно на оборот. Если вам нечего рассказать о своих увлечениях (казалось бы) – это послужит отрицательным знаком.

Очень важно – не старайтесь донести начальству свое видение о его работе и поучать, что и как делать. Если вы до конца не уверены в сильных и слабых сторонах компании, постарайтесь рассказать собеседующим вас сотрудникам о компании со слов «насколько мне удалось изучить» или «я могу ошибаться, но по тому, что мне удалось узнать».

Не говорите плохо о предыдущих местах работы, это автоматически калькой наносится собеседующей стороной на себя. Помните, что частые смены мест работы – одно-два в год – воспринимается в штыки. И если вы сменили 5-6 мест работы за последние 2 года – будьте уверены, что вам будет задан вопрос о причинах этих действий.

При разговоре ведите себя естественно, не бойтесь сказать, что чего-то вы не знаете, но укажите, что обязательно изучите вопрос.

Не бойтесь задавать вопросы, но помните, что этими самыми вопросами вы напрямую показываете, зачем вы сюда пришли. Если первый и единственный вопрос, который вы задали – уровень заработной платы и время ее выдачи – начальство перекосит. Финансовая мотивация – не лучший способ заявить о желании работать в компании. К тому же – это далеко не первый мотиватор для успешных людей. Первое, что от вас хотят услышать, это желание учиться, работать, приносить пользу компании. Вы должны показать, что вас интересует нечто большее: карьера, график работы, корпоративные правила, атмосфера. Заработная плата несомненно имеет свое место – будьте хитры, в конце концов, ничто не мешает вам задать этот вопрос при повторном собеседовании или уже после того, как вы расположили публику к себе. Вначале главное завоевать – дальше на фоне симпатии вопрос об уровне заработной платы будет вполне к месту.

НО! И «бесплатно» работать также не стоит, низкая самооценка – как красный свет, говорящий о том, что вы не можете самому себе дать оценку, а это далеко не лучший знак.

Будьте объективны и справедливы к себе. Успешных вам собеседований и высокого карьерного роста.

Привожу ссылку на примеры составления резюме и некоторые полезные советы http://job4it.net/articles/4/60.html

  • Огромное спасибо за статью! Очень актуальная информация для меня. Постараюсь следовать вашим советам, потому как в ближайшее время предстоит все это пройти.
    Очень хотел бы работать у вас но, к сожалению, свой шанс я упустил (ох, если бы тогда у меня были эти советы)
    Ну и напоследок, заметил в тексте очень курьезную ошибку “Exel” пишется вот так “Excel”

  • Спасибо, поправили.
    К вопросу трудоустройства, главное не сдаваться, у нас буквально сегодня человек 4-й раз приходил на собеседование.

  • Он, похоже, хорошо запомнил пункт “настойчивость”.

  • «Не заставляйте скачивать ваше резюме», — имеется введу, что не вкладывать в письмо резюме файлом (например, в ворде) или не заставлять загружать резюме со сторонних сайтов, например с файлообменников? 🙂

    И еще по-моему будет совершенно нормально и адекватно для соискателя спросить о з/п в конце первого собеседования, тем более если соискатель до этого задавал другие вопросы, не связанные с з/п.

    Помнится к нам на работу пришла женщина и после 5-10 минутного общения у нее спросили: «Есть ли у Вас вопросы?», она ответила: «Да! Где здесь туалет?» 🙂

  • Александр, я считаю, что правильно резюме прилагать в нескольких форматах для ознакомления. Но если единственный способ посмотреть резюме — скачать его с обменника или же посмотреть на другом сайте — увольте.

    Про ЗП полностью согласен, я именно так и писал — вопрос по ЗП не должен быть единственным и только.

  • Отличная статья.
    PS: который день баннер на аине некликабельный. это так задумано?

  • Денис, от части да. Задача баннера не в привлечении клиентов.

  • Боюсь предположить зачем это 🙂 Может выпадающие подсказки в поисковиках спамить… Для имиджевой рекламы можно было и переход обеспечить на пруфлинк утверждения 🙂

  • Paveldorogoy

    Очень хорошие рекомендации. Четко. По делу. Без лишней «воды». Эти бы рекомендации мне лет 5 назад))))))))

  • Саша, я помню

  • Саша, я помню, раньше мы всегда переходили на «ты» на собеседованиях + мало обращали на сережки в ушах. Что изменилось в корпоративной политике?

    PS. Отличный блог, закидываю в RSS.

  • Аха! Спасибо! Таких резюме к сожалению сотни! 🙁 Плохо, что наш народ так воспитан!

  • Это и сейчас присутствует. Но когда на «ты» переходит собеседник — это не есть хорошо. Уши в серьгах играют тоже роль, когда зацепиться удается слабо 

  • Аноним

    Большое спасибо за советы. Есть повод пересмотреть свое резюме и подход к собеседованиям.

  • Много собеседующих — это очень сильный стресс.
    Вопросы задают с разных сторон разные люди + играет радио + кто то использует шумный принтер и открыта дверь в общий зал, где сидят сотрудники — хорошая проверка для соискателя.
    Только согласится ли человек работать в таких условиях?

  • «что не знаете алгоритм шифрования данных «Шеннона-Фано» «.  Такого  алгоритма шифрования никто не знает. Возможно кто-то слыхал о алгоритме кодирования с таким названием.

  • Олег, для вас справка http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC_%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%E2%80%94_%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D0%BE