Как по мне вторая книга Тинькова «Как стать бизнесменом» значительно уступает его первому писанию. Тут нет историй роста предпринимателя: описания трудных студенческих будней, поездок в Германию, первой любви, одним словом – нет сюжета.
Сверх секретов, как действительно стать предпринимателем вы также не найдете. В книге даны довольно банальные советы: читать новости ежедневно, заниматься спортом, не щадить себя, уметь настроить сотрудников и партнеров на успех – казалось бы, простые вещи для каждого из нас, но так необходимы для действительно успешного бизнеса в реалиях современного рынка. Издание также уступает прежнему по объему, все чтение заняло у меня всего 3 часа, поэтому, подводя итог — очень советую почитать начинающим бизнесменам, тем кто возможно уже задумался стать на путь собственника, но никак не можешь решиться сделать решительный шаг. Уверен, кое-что полезное для себя вы почерпнете.
Некоторые вырезки из книги:
Ключевая компетенция предпринимателя, помимо смелости брать риски на свои яйца, — умение добывать деньги. Причем не только на старт, но и на развитие.
Если ваш товар или услуга вызывают эмоции, вы на правильном пути.
Не гнушайтесь отмечать любые события – первый клиент, первый рубль, первый миллион клиентов, первые десять миллионов клиентов. Важно зафиксировать в своем мозге этапы успеха. Это метафизика. Потом успех транслируется на дальнейший рост и развитие организации. Если ты не успешен – твой бизнес тоже неуспешен. Если ты не мыслишь позитивно, у тебя нет так называемого positive thinking, то ничего не получится.
Маркетинг и PR очень важны для развития бизнеса. Я видел в своей жизни предпринимателей, не бравших под себя лично функцию маркетинга. Они отдавали их партнеру, менеджеру или на аутсорсинг, что совсем странно. И неправильно. Маркетинг и продажи – это ключевая компетенция предпринимателя. Если ты не в продажах и маркетинге, ничего не будет.
Самая большая проблема у предпринимателя при продаже бизнеса – его личная увлеченность проектом. Как же бизнес будет работать без него? Поэтому на более позднем этапе, когда бизнесу 3-4 года, постарайтесь потихоньку от него дистанцироваться. Нанимайте более профессиональных, толковых менеджеров, сотрудников. А сами занимайтесь только стратегией, маркетингом, продажами, ключевыми встречами с клиентами, наймом персонала. А менеджмент должен заниматься управлением компании. Чем в большей степени компания управляется менеджментом и меньше зависит от личного участия предпринимателя, тем более она ценится.
Предприниматель, начальник обязан общаться не только с непосредственными подчиненными, топ-менеджерами компании, но и с линейными работниками. Я так часто делаю, хожу в колл-центр. Людям это нравится. И вас призываю делать то же самое. Вы будете получать неотфильтрованную информацию из первых уст, “с фронта”. Мой адрес электронной почты всегда открыт. Считаю это правильным.
Не распыляйтесь. Выберите главный для себя продукт и бейте в одну точку.
Важен спорт. Помните Чехова: в человеке все должно быть прекрасно? Предприниматель обязан поддерживать себя в хорошей физической форме. Большие нагрузки, работа в офисе минимум 8 часов. Кто бы мне что ни говорил – я работал в шахте, это трудно, но восемь часов в офисе тоже тяжело. Тем более при этом надо постоянно думать. А как правило, предприниматель работает по 10-12 часов, а экстремалы по 14.
Спортом нужно заниматься, чтобы чистить мозг!
Нельзя заставить людей насильно интересоваться вами и вашим продуктом, но их можно эмоционально увлечь: дать интересную информацию, показать, что ваши ценности совпадают с их представлениями. Так формируется бренд. Напомню, что бренд – это не просто название и цветовое сочетание логотипа, но и то, какие мысли приходят в голову людям, когда они сталкиваются с брендом.
Приятного вам прочтения.